Год простоя Marvel решила компенсировать ковровой бомбардировкой. Прямо сейчас за каждый цент сражается «Чёрная Вдова», через полтора месяца нагрянет «Шан-Чи», потом выйдут «Вечные», а там уж и третий «Человек-Паук» поборется за рождественскую кассу, если не перенесут. А ещё же сериалы! Уже прошли «Ванда/Вижн», «Сокол и Зимний Солдат», на подходе анимационный «Что, если…?». В таком шквале контента «Локи» запросто можно упустить, начисто забыв о его существовании. Мол, подумаешь, дали Тому Хиддлстону разгуляться в филлере, пока ничего важного не происходит. Хотя на деле сольное шоу трикстера — это как раз самое важное, что выпускала Marvel с премьеры «Финала».
Пока Мстители из будущего наводили суету в Нью-Йорке 2012-го года, пытаясь собрать камни бесконечности, бог обмана свистнул тессеракт и исчез в неизвестном направлении. Но его вольная жизнь длилась недолго: стоило Локи телепортироваться куда-то в Монголию, за ним пришли некие люди в чёрном и бесцеремонно уволокли в какие-то застенки. Оказалось, Локи попал в поле зрения TVA — могущественной организации, которая охраняет Священную Временную Линию от всяких посягательств как со стороны, так и изнутри. Попросту говоря, это такая полиция судьбы. Делаешь всё, как предначертано Повелителями Времени — молодец. Вольно или невольно отошёл от сценария — пройдёмте. И Локи, сбежав из-под стражи Мстителей, изрядно напортачил. Любого другого за подобное своеволие ждало бы мгновенное распыление на атомы, но за трикстера поручился Мёбиус — добродушный агент TVA в исполнении Оуэна Уилсона. Он верит, будто мятежный асгардец может исправиться и, что важнее, помочь им поймать ещё более опасного нарушителя вселенского порядка.
По трейлерам «Локи» у многих комментаторов сложилось впечатление, будто Marvel нацелилась куда-то в сторону «Доктора Кто». Некоторые также вспоминали «Бразилию» Терри Гиллиама, другие — «Автостопом по галактике». И все эти референсы уместны, но лишь в отношении антуража. Оказалось, что под оболочкой стильного ретрофутуризма прячется, вы не поверите, экзистенциальная драма.
У Локи впервые появляется возможность взглянуть на себя буквально со стороны, увидеть своё прошлое и будущее, чтобы в итоге задаться простым вопросом: а зачем это всё? Что за роль он выбрал, и почему высшие силы так хотят, чтобы трикстер сыграл её до конца — с поражением, перевоспитанием и смертью от рук Таноса? В конце концов, может ли Локи изменить свою суть?
Да, те, кто предполагал, что своего единственного антигероя Marvel превратит в рыцаря в сияющих доспехах, были отчасти правы, но не всё так просто. Переоценку ценностей сын Одина совершает уже после пары серий — но это лишь начало пути. Сериал напоминает, что исправление — это не событие, а процесс, подчас долгий и болезненный. Во многих ситуациях, показанных в шоу, Локи гораздо удобнее было бы оставаться эгоистичным подлецом. Ведь раскрывать душу другим людям — рискованно. Быть хорошим — отстой. Поступать правильно — тяжело и невыгодно. Но иначе мрак.
Мисс Минутка — маскот TVA, а по совместительству самое жуткое порождение марвеловских фантазёров
Все душевные поиски и трансформации великого обманщика проходят на фоне пёстрого жанрового калейдоскопа. «Локи» прикидывается то детективным триллером, то авантюрной комедией, то бадди-муви, а ближе к финалу и вовсе превращается в философскую фантастику. И всё это реализовано в достаточной степени качественно. Сериал выглядит ничуть не хуже, а подчас и лучше театральных релизов (на тебя смотрю, «Чёрная Вдова»), а звучит так и вообще на совершенно ином уровне, чем весь Marvel до него, — Алан Сильвестри с его темой «Мстителей», безусловно, гений, но от саундтрека Натали Энн Холт иной раз просто сердце щемит. Проблему при желании можно разглядеть именно в непостоянстве сюжета, который каждый эпизод совершает разворот если не на 180, то как минимум на 90 градусов. «Ванда/Вижн» тоже постоянно менял антураж, но там всё было связано лейтмотивом ситкомов. «Локи» же идеально соответствует своему логотипу, где название складывается из совершенно разных шрифтов. Создатели постоянно меняют темп и тон повествования, выдёргивают зрителя из зоны комфорта, что не всем может прийтись по душе. Скажем, вам понравилась вторая серия, и вы решили, что наконец-то Marvel сделала что-то как раз для вас — ан нет, до конца сезона ничего подобного вы не увидите.
Столь обтекаемые формулировки в обзоре приходится использовать потому, что «Локи» делает большую ставку именно на свои регулярные твисты. И надо отдать должное, они действительно вышли эффектными. По ходу дела статус-кво ломается не только для самого сериала, но и для всей киновселенной. Именно в «Локи» нам дают понять, вокруг чего будут вертеться события всей четвёртой фазы и кто будет в ней главным антагонистом. Да, вот так исподтишка. В третьем по счёту сериале на стрим-сервисе. И это, с одной стороны, идёт проекту на пользу, прибавляет ему статусности, фактически делает обязательным для просмотра, а с другой — мешает истории. Все передряги гаргантюанского масштаба частенько не дополняют, а затмевают главное — самого Локи. Да и вшит он в них, прямо скажем, белыми нитками. Можно, конечно, посчитать, будто трикстер выбил себе особую роль в миропорядке благодаря своей неизменной находчивости и крайнему упорству, но это уже будет игра в поддавки со сценаристами. Правда в том, что очень личный и камерный сюжет попытались смешать с глобальным, и это удалось не полностью.
Едва ли вы могли предположить, что в какой-то момент «Локи» будет косить под финчеровского «Зодиака»
К чему придраться не получается, так это к Тому Хиддлстону. В предыдущих марвеловских проектах один из лучших актёров современности частенько мог вдоволь подурачиться и покривляться, роль опереточного злодея позволяла, но поистине эмоциональных сцен было маловато — материал не тот. Но сериал предоставляет Хиддлстону возможность отыграться за все десять лет. И он использует её уже в первом эпизоде, в считанные секунды переходя от буффонады к достоверному и пронзительному душевному слому. Своим актёрским мастерством он вытягивает даже самые сомнительные моменты сценария.
Второе главное украшение «Локи» — Оуэн Уилсон. Одна из главных звёзд 2000-х в последние годы как-то пропала с радаров, уйдя в фестивальное и малобюджетное кино. Но камбэк при поддержке Marvel однозначно удался. Оказалось, Уилсон прекрасно смотрится в роли наставника и старшего товарища. Диалоги Мёбиуса и Локи, столкновение их мировоззрений и тернистый путь к дружбе украшают почти что каждый эпизод.
Есть в сериале ещё пара выдающихся актёрских работ, но, как и в случае с «Ванда/Вижн», особо расхваливать их нельзя, ибо это уже спойлеры. Так что просто сойдёмся на том, что не только Хиддлстон и Уилсон вытягивают это шоу на своих горбах.
«Президента Локи» помещали едва ли не на все превью. Но на деле это бессовестный кликбейт
Из всех новых сериалов Marvel «Локи» — лучший и к тому же самый важный. В отличие от предыдущих двух проектов, он не боится собственных идей и не боится давать зрителю пищу для размышлений вместо того, чтобы сводить всё к финальному мордобою «плохих» с «хорошими». Это не значит, что всё в нём гладко. Как уже было сказано, иногда «Локи» сам себе наступает на пятки и грандиозным спектаклем заглушает подчас интересные размышления об эмоциональных травмах, доверии и свободе воли. Впрочем, для Marvel с её любовью к упрощению сложных конфликтов это заметный шаг вперёд. Надеемся, что не последний.